Приветствуем Вас    Версия для слабовидящих

Региональная инновационная площадка  МАОУ СОШ №26

 

« Развитие читательской грамотности у обучающихся основной школы через реализацию междисциплинарной программы «Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом»

 

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».  По мнению учёных (А. Асмолов, Г. Бурменская, И. Володарская и др.), именно смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося, надежным  обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни, а также успешной социализации.

В «Национальной программе поддержки и развития чтения» отмечается: « …возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в  российском обществе  во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежениия чтением…. На данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».

Направления деятельности МАОУ СОШ №26 по формированию основ и развитию навыков смыслового чтения  определены в междисциплинарной программе «Формирование основ смыслового чтения и работа с текстом», в которой перед педагогами школы обозначена проблема отсутствия целенаправленной деятельности по формированию навыков смыслового чтения, и поставлена задача создания образовательной модели для реализации данной программы, основанной на взаимодействии всех участников образовательных отношений: обучающихся, их родителей, учителей-предметников, классных руководителей, педагогов- библиотекарей.

 

Инновационное преимущество программы деятельности.

Инновационная составляющая программы – проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся основной школы на основе результатов внутришкольного мониторинга сформированности важнейшего метапредметного результата, являющегося основой обучения в школе - смыслового чтения (читательской грамотности).

Объектом инновационной деятельности  является образовательный процесс на уровне основного общего образования,  направленный на формирование читательской грамотности: уроки, мероприятия внеурочной деятельности, индивидуальные образовательные траектории обучающихся .

Предмет исследования: уровень сформированности навыков смыслового чтения по результатам комплексных диагностических работ на основе стандартизированных материалов для промежуточной аттестации метапредметных результатов.

Цель инновационной деятельности: создать эффективную систему работы школы по реализации программы «Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом», направленную на повышения качества образования. 

 Гипотеза инновационной деятельности: если в результате изучения всех учебных предметов выпускники приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения, соответствующих возрасту литературных, учебных, научно- познавательных текстов, инструкций, то в первую очередь это отразится на результатах ГИА.  Группы читательских умений работы с текстом, которые формируются на протяжении всего периода обучения в основной школе: поиск информации, интерпретация информации, оценка информации -  напрямую связаны с умениями, которые должны продемонстрировать наши выпускники в процессе работы с контрольно-измерительными материалами ГИА.

 

В соответствии с выделенной проблемой, объектом, предметом и целью организации инновационной деятельности поставлены следующие задачи:

1.Организовать на базе школы обучение и обмен опытом по внедрению в образовательный процесс стратегий смыслового чтения.

2.Проводить ежегодную диагностику сформированности читательской грамотности на уровне основного общего образования.

3.Сформировать банк эффективных предметных методических материалов по работе с текстом на уроке и во внеурочной деятельности.

4.Организовать участие в дистанционных мероприятиях по изучению читательской грамотности, с целью повышения мотивации ученика к использованию осознанного чтения в разных учебных и жизненных ситуациях.

5.Организовать взаимодействие с родителями обучающихся в рамках интегративного проекта «Книжное дерево моей семьи» с целью повышения  интереса обучающихся к чтению, возрождения навыков семейного чтения.

С какими проблемами сталкивается учитель при формировании навыков смыслового чтения? Какие направления деятельности предполагает можно предпринять шаги для ликвидации этих проблем?

Проблема 1. Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря «дети не вчитываются в задание».

Планируемые направления деятельности: Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках. Работа должна быть направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. Нужно показывать и учить детей переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены учителем или детьми.

Проблема 2. Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту.

Планируемые направления деятельности: Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе, а разнообразие видов заданий к текстам способствуют выбору соответствующего вида и механизма чтения. Например, дать ответ на поставленный вопрос кратко или полно; выбрать правильный ответ и подтвердить свой выбор фрагментом текста (цитатой), привести доводы как в поддержку высказывания, так и его опровержения; объяснить различные ситуации с помощью текста и пр.

Проблема 3. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения.

Планируемые направления деятельности: Изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий. Например, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Её приёмы (INSERT, тонкие - толстые вопросы, чтение с остановками, волшебный мешочек, зигзаг, приём ЗХУ, двучастный дневник и др.) как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения.

Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков.

Планируемые направления деятельности: использовать возможности школьной библиотеки для знакомства детей с текстами разных стилей, предлагать школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «не сплошные тексты» (таблицы, графики, диаграммы, рекламные материалы) и т.п.

Проблема 5. Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.

Планируемые направления деятельности: Анкетирование родителей, тематические родительские собрания, открытые уроки с приглашением родителей, индивидуальная работа с родителями.

Проблема 6. Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения. В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника, задачи по математике, слайда и т.д. Они с большим трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети испытывают трудности в понимании текста, в выделении смысловых единиц, в установлении причинно-следственной связи между смысловыми единицами, в формулировании основной мысли текста, в формулировании вопросов к тексту, в поиске ответов на вопросы к тексту.

Планируемые направления деятельности: Для оказания помощи в преодолении перечисленных трудностей учитель должен понимать психологические составляющие смыслового чтения. Это зрительное восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация. Для выявления детей, испытывающих подобные затруднения, необходима совместная работа учителя, педагога – психолога, логопеда и своевременная диагностика.

Этапы реализации:

Подготовительный ( май 2018- сентябрь 2019)

Анализ уровня сформированности умений работать с текстом на основании итогов комплексных работ по стандартизованным материалам для промежуточной аттестации в 5, 6,7-х классах.

Определение индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся 5,6,7,8 классов на основе результатов диагностики.

Отбор методик для реализации стратегий смыслового чтения на уроке, планирование мероприятий внеурочной деятельности.

Анализ кадровых, материальных ресурсов для реализации инновационного проекта.

Практический.( сентябрь 2019- май 2020)

Конструирование модели образовательной деятельности по реализации программы "Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом в МАОУ СОШ №26" и создание новых образовательных практик в соответствии с утвержденной моделью.

Обобщающий.(сентябрь 2020- май 2021)

 

План реализации РИП

Программа смысловое чтение

Диагностика навыков смыслового чтения

Использование стандартизированных материалов

МО иностранного языка

Программа смысловое чтение

Проект книжное дерево

Реферат- как продукт проектной деятельности в 5 классе.

Тематические зачеты по математике.