«Нет случайно родившихся детей.
Каждый ребенок есть явление в земной жизни.
Он родился потому, что должен был родиться.
Родился потому, что именно его не хватало миру»
Информация для инвалидов и лиц ОВЗ
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации». В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации, является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования. В настоящее время функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства. Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
Дети с ОВЗ это дети с ограниченными возможностями здоровья состояние здоровья которых, препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Классификация:
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи (логопаты);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением поведения и общения;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Обеспечение доступа в здание МАОУ СОШ №26 г. Южно-Сахалинска инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – наличие пандуса для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Общежития, интернаты, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ СОШ №26 г. Южно-Сахалинска не предусмотрены.
Учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, библиотека, объекты спорта, средства обучения и воспитания не приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие санузла для использования инвалидами и лиц с ограниченными возможностями.
Условия питания для инвалидов и лиц с ОВЗ предусмотрены.
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — нет.
Приспособлений для выполнения условий охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями - нет.
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Нормативно-правовая база по обеспечению условий доступности
объекта и предоставляемых услуг для инвалидов и лиц с ОВЗ
Международные НПА
- Резолюция 3447 Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1975 г. «Декларация ООН о правах инвалидов»
- Резолюция 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 03.12.1982 г. «Всемирная программа действий в отношении инвалидов»
- Резолюция 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г. «Конвенция ООН о правах ребенка». Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г.
- Рекомендация № R (92) 6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов. Принята Комитетом министров Совета Европы 9.04.1992 г.
- Резолюция 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.12.1993 г. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов»
- Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», Саламанка, Испания, 7-10.06.1994 г.
- Резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 г. «Конвенция о правах инвалидов».
Федеральные НПА
- Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с дополнениями и изменениями
- Федеральный закон РФ от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон РФ от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
- Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 №1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы»
- Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 г. N 605 "Об утверждении свода правил "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2012)".
- Приказ Минтруда России от 25.12.2012 №627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, с возможностью учета региональной специфики»
- Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
- Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.11.2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 1399 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования"
- Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 N 694 «О внесении изменений в административные регламенты предоставления государственных услуг в части обеспечения условий доступности государственных услуг для инвалидов»
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
- Письмо Минобрнауки ИР-535/07 от 07.06.2013 г. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
- Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных образовательных программ, способствующих реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей- инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.»
Региональные НПА
- Постановление Правительства Сахалинской области от 30.09.2015 N 409 "Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Сахалинской области» (в редакции Постановления Правительства Сахалинской области от 30.06.2016 N 331)
Муниципальные НПА
1. Постановление администрации города Южно-Сахалинска от 31.03.2016 г. № 993-па «О внесении изменений в План мероприятий («дорожной карты»), реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в городском округе «Город Южно-Сахалинск» утверждённый постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 09.11.2015 № 3055-па.
Методические рекомендации:
РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ